А. Н. Рожков родился в сентябре 1893 года в селе Петухово, которое расположено в 40 километрах от Томска. Село было основано выходцами из Центральной России, которых прельстили бескрайние сибирские просторы, леса и пашни. Вместе со своим нехитрым скарбом и домашней утварью они привезли и музыкальные инструменты. Свои первые музыкальные впечатления Саша Рожков получил именно в своем селе на различных вечеринках и праздниках. У мальчика был прекрасный слух, что было особенно важно для деревенского музыканта, не знающего нот.
Traditional Russian costumes for children and adults for sale
В начале XX века семья Рожковых переезжает в Томск, где Александр поступает в приходское городское училище. В этот период он посещает Бесплатную городскую библиотеку Петра Макушина, где были кружки по интересам, в том числе и музыкальные.
Необходимо сказать, что на рубеже XIX - XX веков в Томске начинают возникать оркестры балалаечников и мандолинистов или, как тогда их называли, Великорусские оркестры. Толчком к их появлению послужило несколько обстоятельств, среди которых, несомненно, громадный успех первого Великорусского оркестра народных инструментов, созданного В.В. Андреевым. Слухи о нем дошли и до Томска. Немаловажную роль сыграла и широкая продажа балалаек, домр, гитар, мандолин, организованная в Томских магазинах П. Макушина, А. Смирнова и др. А. Н. Рожков начал посещать занятия кружка в Бесплатной библиотеке, и через некоторое время ему самому удалось организовать небольшой оркестр народных инструментов.
В 1916 году Александр Рожков был призван на воинскую службу в Сибирский стрелковый полк. Военным руководством были отмечены музыкальные данные новобранца, и Рожкова назначают капельмейстером духового оркестра. Позже его переводят на аналогичную службу в духовой оркестр Первого кадрового кавалерийского полка. Служба в оркестрах впоследствии пригодилась А.Н. Рожкову в его работе с оркестрами русских народных инструментов.
Революция 1917 года открыла большой армии музыкантов-любителей возможность получить профессиональное образование. Путь покорения творческих вершин А.Н. Рожков начинает с осуществления своей давней мечты: поездки в Петроград, в оркестр русских народных инструментов, созданный В.В. Андреевым.
Рожков ходит на репетиции и концерты оркестра, руководимого после смерти В.В. Андреева Федором Августовичем Ниманом. Под наблюдением музыкантов оркестра совершенствует свою игру на балалайке, домре и баяне. Там же ему удается приобрести концертную балалайку, изготовленную русским «балалаечным страдивариусом» – С.И. Налимовым.
Поездка в оркестр В.В. Андреева вскрыла очевидные пробелы в музыкальном образовании Александра Никитича. По возвращении в Томск, Рожков поступает в открывшуюся еще в 1917 году, на базе музыкальных классов, Первую Сибирскую Народную Консерваторию, в класс фортепиано Ф.Н. Тютрюмовой.
Общение с такими выдающимися педагогами и музыкантами, какими были скрипач Я.С. Медлин, пианистки А.Я. Левинсон и Ф.Н. Тютрюмова, вокалистки О.М. Соболевской и М.А. Федоровой, несомненно, оказало огромное влияние на формирование личности молодого музыканта.
В 20-е годы интерес к народной музыке и к исполнительству на народных инструментах значительно возрастает. В музыкальных учебных заведениях открываются классы, отделы и даже кафедры (в ВУЗах) народных инструментов. Желающих обучаться было много, а профессионально подготовленных преподавателей естественно не хватало. А.Н. Рожкова приглашают на работу в Томский музыкальный техникум, реорганизованный из Народной Консерватории и Городской детской музыкальной школы. К тому времени Рожков был уже хорошо зарекомендовавшим себя исполнителем на балалайке и специалистом по народным инструментам. Александр Никитич организует первое в Сибири отделение народных инструментов. Особое внимание уделяется классу баяна, в который стремятся поступить баянисты из других областей региона.
Авторитет класса народных инструментов а, соответственно, и авторитет Рожкова как педагога, неизмеримо возрос после прошедшего в 1927 году первого Сибирского конкурса баянистов. Первое место тогда занял И.И. Маланин, а второе и третье – ученики А.Н. Рожкова Д. Антипин и В. Феоктистов.
Несмотря на явное педагогическое тяготение к баяну, всю свою жизнь А.Н. Рожков не расстается со своей любимицей – балалайкой. Неоднократно выступал Рожков перед Томской публикой. По оценкам современников в его игре удачно сочетались виртуозность и нежная лирика.
Начиная с середины 20-х годов и до самого своего отъезда из Томска в 1936 году, Александр Никитич работал на Томском радио, постоянно выступая в эфире, как солист-балалаечник и в ансамбле со своим учеником-баянистом Дмитрием Антипиным.
Работая в Томском музыкальном техникуме, А.Н. Рожков подготовил и выпустил большую группу высококвалифицированных исполнителей и педагогов-инструкторов по народным инструментам, столь необходимых в те годы отечественной культуре.
Оркестр русских народных инструментов, руководимый Рожковым, насчитывал до 60-ти человек. В него входили учащиеся и преподаватели Томского музыкального техникума. Оркестр постоянно выступал перед Томской публикой. В программах оркестра звучали произведения В.В. Андреева, многочисленные обработки народных мелодий. Из крупных сочинений современниками упоминаются «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта и «Русская фантазия» А. Глазунова. В этих концертах Александр Никитич постоянно выступал солистом-балалаечником, играя как соло, так и под аккомпанемент оркестра.
На сохранившихся фотографиях 30-х годов можно видеть А.Н. Рожкова в кругу своих воспитанников – балалаечников, домристов, баянистов.
В 1936 году Александр Никитич, в связи с приглашением на работу преподавателем в Ленинградское музыкальное училище, покидает Томск. В Ленинграде начинается новый этап педагогической деятельности, включавший в себя подготовку баянистов, организацию ансамблей народных инструментов и оркестров баянов, работу с одаренными детьми. Кстати, у Рожкова начинал свое образование знаменитый впоследствии баянист П. Говорушко.
Скончался Александр Никитич Рожков в Ленинграде в 1964 году.
Материалы перепечатаны с письменного разрешения
ЮРИЯ ВИКТОРОВИЧА МОРОЗКО с его странички в "живом журнале":
http://morozko-yuriy.livejournal.com
The Balalaika Tutorial online
Famous Russian balalaika virtuoso Alex Siniavski have released an online version of his best selling The Balalaika Tutorial DVD. You can get it at his website www.iBalalaika.com. Below you can see two samples - short intro into the course, and lesson 6 - tremolo.
1. Introduction 2. Tuning 3. Strumming 4. Thumb Pizzicato 5. Pizzicato Vibrato 6. Double Pizzicato 7. Single Pizzicato 8. Tremolo 9. The Rolls 10. Left Hand Position 11. Learning a Song 12. Scales 13. Basic Chords 14. The Folk Balalaika
Black cats dressed in Russian folk costumes with balalaikas
Russian folk costume designer Svetlana Gavrilova has made a set of black cats dressed in Russian costumes with balalaikas. To view all photos you may need to join Balalaika Group on Google Network.
Russian New Year's characters Father Frost and Snow Maiden
Ded Moroz and Snegurochka (Russian: Дед Мороз и Снегурочка)
Father Frost and Snow Maiden are the most important characters of the New Year's celebration in Russia. Father Frost (Ded Moroz, Russian: Дед Мороз) plays a role similar to that of Santa Claus. The literal translation of the name would be "Grandfather Frost". However, English-speakers traditionally translate "DED MOROZ" as the alliterative "FATHER FROST". Ded Moroz is always accompanied by his granddaughter Snegurochka - Snow Maiden (Russian: Снегурочка).
New York based ensemble Barynya created a special Russian New Year's program with traditional Russian winter songs, dances and music: "In the forest a fir-tree was born" (V Lesu Rodilas' Yolochka), "Small Fir Tree is Freezing during the Winter" (Malen'koi Yolochke Kholdno Zimoy), "The snowstorm is blowing along the street" (Metelitsa), "Father Frost" (Moroz-Moroz), "Five minutes" (Pyat' Minut).
Ded Moroz and Snegurochka are available for hire in New York, New Jersey, Connecticut and Pennsylvania (within 100 miles driving distance from New York City). For a fast price quote contact Mikhail Smirnov
Live Music Balalaika Band - Wedding Tasting Room & Taphouse at Mount Ida Reserve - in Scottsville, Virginia - October 8, 2022
DJ Alisa, bilingual MC-Tamada Mikhail and eight piece live music band provided music and entertainment for mixed Russian-Jewish-American wedding reception in Scottsville, Virginia on Saturday, October 8th, 2022. For their venue newlyweds selected Tasting Room & Taphouse at Mount Ida Reserve, 5600 Moonlight Dr, Scottsville, VA 24590.
Alex Siniavski balalaika and Gypsy guitar virtuoso from Philadelphia, Pennsylvania.
New York Balalaika Orchestra performs at Russian Orthodox weddings, fundraising balls, large scale social events, Doctor Zhivago's style corporate parties.
Russian Balalaika Duo: Alex Siniavski and Mikhail Smirnov with program of Russian, Ukrainian, Gypsy, Cossack, Klezmer, and international music and songs performed on balalaika, garmoshka and guitars. New York, New Jersey, Pennsylvania.
Chicago Cossacks - Russian music and song ensemble from Illinois.
Brooklyn Balalaikas - Russian Folk Music Trio from Brooklyn, New York. Artistic Director Leonid Bruk.
New York Russian folk music band specialty is Russian folk music and songs. All band members are top professional musicians. Choice of Gypsy, Ukrainian, Russian (2 different sets) and Cossack costumes. Extended repertoire. Formal concert, background music or music for dancing party. Our main instruments are balalaika, domra, drums, garmoshka (Russian button accordion), Gypsy guitar, classic guitar, contrabass balalaika, cello and vocals.
Old Red Wine - Klezmer, Yiddish, Russian dixieland band from Brooklyn, New York. Artistic Director Shlomo Leiderman.
Barynya is the best Russian dance and music ensemble outside of Russia (New York, USA). Russian, Gypsy, Cossack, Ukrasinian dances, songs and music with live accompaniment of
balalaika,
domra,
garmoshka, Gypsy guitar, bayan and contrabass balalaika